Home Основы Пророк Мухаммад Толерантность Пророка ﷺ к другим религиям

Толерантность Пророка ﷺ к другим религиям

Толерантность Пророка к другим религиям

Любой, кто получает знания о пророческом послании, обнаруживает, что оно подчеркивает человеческое достоинство и возвышает статус человека, поскольку люди, будь то мусульмане или нет, являются потомками Адама.

Всевышний Аллах почтил все человечество, сказав:

«Мы почтили сынов Адама и позволяем им передвигаться по суше и морю. Мы наделили их благами и даровали им явное превосходство над многими другими тварями». [Благородный Коран 17:70]

Следовательно, все люди имеют права как представители человечества перед лицом Всемогущего Аллаха. Тем не менее, перед Аллахом люди отличаются степенью своей богобоязненности, веры и нравственности.

Более того, Мухаммад (мир и благословение ему) последовательно демонстрировал это своим отношением в общении с немусульманами.

Однажды похоронная процессия шла мимо Пророка Мухаммада ﷺ, и он встал из уважения. Когда ему сказали, что человек в гробу был иудеем, а не мусульманином, он сказал:

«Разве это была не живая (душа)?»

Кроме того, Пророк Мухаммад ﷺ посещал немусульман, которые были больны. Так, Пророк ﷺ посетил Абу Талиба во время его болезни; также он посетил больного еврейского мальчика.

Он ﷺ указывал на права всех людей в части добрососедства, и ему ﷺ принадлежат слова:

«Лучший из сподвижников Аллаха тот, кто лучший по отношению к своим сподвижникам, и лучший из соседей тот, кто лучший по отношению к своему соседу». [Ат-Тирмизи]

Традиция добрососедства распространялась на каждого соседа, даже если он не был мусульманином.

Пророк Мухаммад ﷺ пришел не затем, чтобы лишить свободы тех, кто не хотел следовать за ним. Вместо этого он относился к ним с редкой степенью толерантности.

Ниже приведены некоторые из наиболее важных принципов в отношениях пророка Мухаммеда ﷺ с немусульманами:

В религии нет принуждения

Хотя Пророк Мухаммад ﷺ и его сподвижники верили в необходимость принятия Ислама, поскольку он является печатью предыдущих посланий, они никогда не пытались заставить кого-либо силой принять Ислам.

Благородный Коран ясно говорит об этом:

«Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения…» [Благородный Коран 2:256]

Поэтому никто не должен принуждаться к принятию Ислама. Это так, даже если тот, кто использует силу, является отцом, желающим добра для своих детей, или принуждаемым становится ребенок, который не сомневается в любви своего отца к нему.

Даже Посланник Аллаха ﷺ не принуждал людей к принятию этой религии, и Всемогущий Аллах говорит об этом:

«Если бы твой Господь пожелал, то уверовали бы все, кто на земле. Разве ты стал бы принуждать людей обратиться в верующих?» [Благородный Коран 10:99]

Ислам не только предоставил немусульманам свободу сохранять свою религию, но и позволил им практиковать свои обряды и сохранить свои культовые места.

Пророк ﷺ запретил своим сподвижникам беспокоить христианских священнослужителей в их скитах, и он ﷺ никогда не нападал на немусульманские места отправления культов. Его сподвижники и последующие халифы усвоили это указание Пророка ﷺ очень хорошо; поэтому они советовали своим военачальникам не захватывать и не разрушать места отправления религиозных культов.

Кроме того, Ислам дал им свободу следовать их собственным законам при заключении брака, разводе и в других вопросах.

Важность справедливости по отношению к другим

Пророк Мухаммад ﷺ приказал нам относиться ко всем людям справедливо, будь то мусульмане или немусульмане. Об этом говорится в Благородном Коране:

«Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам и судить по справедливости, когда вы судите среди людей. Как прекрасно то, чем увещевает вас Аллах! Воистину, Аллах — Слышащий, Видящий». [Благородный Коран 4:58]

Пророк Мухаммад ﷺ получил откровение и передал его наилучшим образом как ему было приказано, находясь среди людей независимо от их статуса, расы, религии или родословной.

Все были равны для Пророка ﷺ, и даже если человек был несправедлив по отношению к мусульманам, ему все равно полагалась его часть, которой он располагал по праву.

Благородный Коран приказал Посланнику ﷺ править справедливо, если Ахль аль-Китаб (то есть иудеи и христиане) выбирали его как арбитра,

«Если они явятся к тебе, то рассуди их или же отвернись от них. Если ты отвернешься от них, то они нисколько не навредят тебе. Но если ты вынесешь решение, то суди их беспристрастно. Воистину, Аллах любит беспристрастных». [Благородный Коран 5:42]

В более чем тридцати случаях Пророк Мухаммад ﷺ подчеркнул неотъемлемые права аль-Муахад (тех, кто имеет завет с мусульманами), среди которых отметим следующее его ﷺ высказывание:

«Кто убьет неверующего, у которого есть договор с мусульманами, не почувствует даже запаха Рая, хотя тот ощущается на расстоянии сорока лет пути от него». [Бухари]

Он ﷺ также сказал:

«Берегитесь те, кто поступает несправедливо к человеку заключив с ним договор, или умаляет его право, или заставляет его работать не по своей воле, или отнимает у него что-либо без его согласия, я буду просить за него (притесненного) в День Суда». [Абу Дауд]

Он ﷺ также сказал:

«Тому, кто убивает человека, которому прежде обещал защиту, Аллах запретит войти в Рай». [Ахмад и Абу Дауд]

Мухаммад ﷺ запретил мучить кого-либо, даже если он не принял Ислам.

Он ﷺ запретил пытки по отношению к любому человеку, будь то мусульманин или немусульман. Он ﷺ сказал:

«Всемогущий Аллах мучает тех, кто мучает людей в этой жизни». [Мусулим]

Мухаммад ﷺ также обязался сохранить и гарантировал немусульманам неприкосновенность жизни, богатства и чести в исламском сообществе. Таким образом, никто не имеет права вредить другому человеку, будь он мусульманин или нет, если человек проживает на землях под Исламским правлением.

Забота о немусульманах

Одним из принципов учения Мухаммада ﷺ является обязанность мусульманина хорошо относится ко всем людям, о чем он ﷺ сказал:

«Я был послан лишь для того, чтобы совершенствовать нравственность». [Ахмад]

В другом хадисе мы находим слова «менять нравы».

Благородный нрав в равной степени присущ мусульманам и немусульманам. Мирное сосуществование, взаимопонимание и сотрудничество между нациями и между людьми крайне необходимы человечеству.

Мухаммад ﷺ в своем послании предписал людям милосердие, подразумевая под этим все его проявления, равно как и все формы хорошего отношения.

Благородный Коран говорит:

«Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных». [Благородный Коран 60:8]

Учёные Ислама разъясняют этот аят следующим образом:

«Проявлять милость к слабым из них, давать милостыню бедным, кормить голодных, одевать бедных и говорить с ними доброжелательно. Это должно делаться сострадательно и мягко, без упреков и унижения; терпеть плохих соседей, сохраняя любезность, без агрессии или злобы. Кроме того, мы должны просить Аллаха наставить их на прямой путь и дать им счастье. Также следует давать им хорошие советы по всем жизненным и религиозным вопросам, защищать их, если кто-то пытается причинить им вред». [Аль-Фаварик через Аль-Карафи]

Необходимость заботы о них подтверждается и в вопросах, касающихся семейных отношений, а в случае отношений между родителями и детьми становится обязательным. В этой связи Асмаа’, дочь Абу Бакра, передала следующее:

«Моя мать посетила меня во времена пророческой миссии Посланника Аллаха ﷺ», — и она была неверующей. Поэтому я посоветовалась с Посланником Аллаха ﷺ и спросила его: «Моя мать хочет навестить меня и ожидает, что я буду с ней любезна, должна ли я поддерживать родственные связи с матерью?» Он ﷺ ответил: «Да, поддерживай родственную связь с матерью».

Также известно, что когда делегация Наджрана, члены которой были христианами, пришли к Мухаммаду ﷺ в Медину, они вошли в его мечеть днем, и как раз настало время для их молитвы. Потому они начали молиться в его мечети, и мусульмане попытались остановить их, но Мухаммад ﷺ сказал:

«Пусть они молятся». После этого они повернулись к востоку и помолились.

Также мать правоверных Айша (да будет доволен ею Аллах) передала:

«Посланник Аллаха ﷺ скончался, и его щит был обещан человеку из иудеев в обмен на тридцать мер ячменя, за расходы их (имеются ввиду дети Пророка ﷺ)».

Таким образом, Мухаммад ﷺ приказал мусульманам заботиться об Ахль адх-Зимми (иудеях и христианах), которые живут среди мусульман.

В том числе, если кто-то из немусульман нуждается в денежной помощи, такая помощь должна быть предоставлена, поскольку государство несет ответственность за бедных, как мусульман, так и Ахль адх-Зимми.

Государство несет ответственность за обеспечение надлежащих условий жизни для них, а также за всех тех, кто находится на из попечении, поскольку они являются гражданами Исламского государства. Мухаммад ﷺ сказал:

«Вы все являетесь попечителями, и каждый из вас несет ответственность за тех, кто на его попечении».

Когда второй праведный халиф ‘Умар был в Аль-Шаме, он прошел мимо группы христиан, которые страдали проказой, и он приказал раздать им милостыню и пищу.

Свобода работать и зарабатывать

Мухаммад ﷺ заключил завет с немусульманами, что они могут работать и зарабатывать в мусульманских странах, работая на других или на себя, а также выбирать любую профессию и род экономической деятельности.

Их положение равноправно положению мусульман, и они имеют право покупать, продавать и заключать контракты с обществом. Они также могут проводить финансовые операции, но должны избегать ростовщичества.

Они имеют право заниматься любым видом деятельности, кроме ростовщичества, покупки и продажи вин, свиноводства и всего того, что вредит обществу и что Ислам прямо запретил.

Ислам запретил перечисленные виды деятельности по причине ущерба, который может быть нанесен как им самим, так и обществу. Немусульмане также пользуются другими свободами в части обладания товарами и средствами производства, и т.д.

Load More Related Articles
Comments are closed.

Check Also

Британский посол принимает ислам и совершает хадж

Долина Мина: Среди 19 000 британских паломников, исполняющих ритуал Хаджа в этом году был …